Кафедра психологии и педагогики образования
Приоритет в содержании профессиональной подготовки будущих психологов и построение научно-исследовательской деятельности кафедра видит в использовании метода проектирующей психологии. По мнению Л.С. Выготского, с помощью проектирующего метода моделируются процессы развития человека, и проектируется жизнь в том направлении, в каком она должна быть согласно законам психического развития. В рамках проектирующего метода исследуются условия целенаправленного развития личности с ориентацией на зону ближайшего развития в ходе многообразных социально-психологических практик, которыми являются образование, консультирование, психологическое сопровождение, коррекция и пр. Особенности социально-психологических практик, выстроенных на основе проектирующего метода, показаны в содержании преподаваемых на кафедре курсов. Особое внимание в процессе подготовки психологов уделяется интерактивным формам обучения, среди которых есть экспериментальный психологический театр, психологическая режиссура и др.
У истоков основания кафедры стояла доктор психологических наук, профессор Елена Евгеньевна Кравцова. Именно она заложила традиции кафедры по подготовке психологов и организации научно-исследовательской работы на основе проектирующего метода. На кафедре работала доктор психологических наук, профессор, Прихожан Анна Михайловна внесшая большой вклад в исследование проблемы развития эмоционально-личностных особенности в детском возрасте.
Заслуги кафедры и основная деятельность:
В 2016 году под руководством Е.Э. Кригер была подготовлена команда студентов, принявшая участие в Международной командной олимпиаде-универсиаде по педагогике, проходившей в МГУ им. М.В. Ломоносова. По окончании олимпиады команда получила статус «Команда-победитель».
При участии Ассоциации песочной терапии кафедра проводит ежегодный Московский Конгресс песочной терапии.
В 2019 году коллективная монография кафедры "Психология формирования личности и коллектива в мире неопределенности" / коллективная монография под ред. Е.Э. Кригер. – М.: РГГУ, 2018. 196 с. стала номинантом Национального конкурса «Золотая психея» в номинации "Книга года".
Совместно с Международным союзом немецкой культуры кафедра проводит международные исследования по проблемам подготовки специалистов этнокультурного образования и исследования социально-психологических механизмов в условиях ресоциализации этнических немцев (Россия – Германия). Результаты исследования находят отражение в ведущих российских и международных изданиях.
Преподаваемые курсы:
►Психология девиантного поведения
►Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
►Практикум по межличностной коммуникации
►Теория и практика организации игровой деятельности
►Практикум по организации учебной деятельности в различных возрастах
►Психолого-педагогическое сопровождение детей в замещающих семьях
►Современные образовательные системы
►Теория и практика организации деятельности в детских оздоровительных лагерях
►Международный опыт организации деятельности в детских оздоровительных лагерях
►Преподавание психологии в системе высшего образования
►Системное моделирование решения психолого-педагогических задач
►Психологическая помощь в кризисных и чрезвычайных ситуациях
►Управляемое формирование профессиональной деятельности специалистов
►Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся
►Практикум по психолого-педагогической диагностике
►Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды
►Психологическое сопровождение образования
►Консультирование субъектов образовательного пространства
►Методы диагностики психического развития ребенка
►Организация профессиональной деятельности педагога-психолога
►Возрастно-психологическое консультирование
►Культурно-историческая психология развития
Реализуемые образовательные программы:
44.03.02 – «Психолого-педагогическое образование»
Направленность: Психолого-педагогическое сопровождение образования, уровень квалификации выпускника: бакалавр
44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения», специализация «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения», уровень квалификации выпускника: специалист