Музейный центр РГГУ

В самом сердце академической жизни Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) располагается уникальный музейный центр, представляющий собой симбиоз истории, культуры и искусства. Этот центр включает в себя две основные музейные структуры, каждая из которых по-своему уникальна и значима.





Крупнейший научно-учебный музейный центр в России

В 1996 году в Российском государственном гуманитарном университете получила развитие образовательная стратегия под названием «Образование средствами искусства» – так был создан Музейный центр. А в 1997 году музейная деятельность вуза получила дополнительный рывок благодаря открытию Учебного художественного музея имени И.В. Цветаева. Визуализация экспозиции музея выстроена таким образом, чтобы напомнить посетителям о своей «генетической связи» с музеем изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, который создал И.В.Цветаев в 1912 году.

В семи залах цветаевского музея на Миуссах теперь находятся около 750 экспонатов: от искусства Древнего Египта до искусства эпохи Возрождения. В Учебном музее нашли место целые разделы, длительное время отсутствовавшие в экспозиции на Волхонке. В одном из залов на Миуссах частично восстановлен цветаевский зал древнегреческих надгробных рельефов.

Музейный центр состоит из нескольких подразделений:

(отдел ГМИИ им. А.С. Пушкина)
«Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева»
Экспозиция знакомит с основными этапами развития мирового искусства с древнейших времен до XVI века на примере наиболее выдающихся памятников. В ней можно увидеть большую статую фараона Хефрена и рельефы из гробницы Хесира, одного из Танисских сфинксов Аменемхета III и столб с законами вавилонского царя Хаммурапи, рельефы ассирийских дворцов и образцы скульптурного убранства афинского Парфенона, портретные статуи Софокла и Демосфена и другие знаменитые произведения.
«Другое искусство»
Музей сформирован на основе коллекции Леонида Талочкина, собиравшего произведения отечественных художников того направления, которое принято называть «неофициальным», «подпольным» искусством или «нонконформизмом»

Леонид Прохорович собирал картины течения нонконформизма, появившегося в 50-х годах ХХ века. Это поколение художников стало творческой оппозицией «классическим» художникам, поэтому экспозиция и стала называться «Другое искусство».
«Зал искусства Древней Мексики»
Коллекция представляет из себя собрание точных копий артефактов древности, позволяющих сложить представление о культуре и быте древних индейских племен.

Постоянная экспозиция насчитывает более сотни экспонатов, выполненных из глины, камня, драгоценных металлов. Она продолжила в XXI веке традиции и подходы И.В. Цветаева к использованию памятников искусства в учебном процессе.

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева

Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева — это отдел Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и часть Музейного центра Российского государственного гуманитарного университета. Музей был открыт 30 июня 1997 года.

В залах музея представлены слепки и копии произведений искусства из главных музеев Парижа, Лондона, Берлина, Каира, Санкт-Петербурга, а также из многих музеев Италии, Германии, Нидерландов и других стран. За редким исключением, экспонаты не повторяются в главном здании Музея изобразительных искусств.

В музее семь экспозиционных залов, каждый из которых представляет определённый период истории и культуру:

1

Искусство Древнего Египта

(залы 1-2)

Всю историю Древнего Египта, вслед за древнеегипетским жрецом Манефоном, принято делить на три царства - Древнее, Среднее, Новое и Позднее время. Время между царствами принято называть Переходными периодами

2

Искусство древней Передней Азии (зал 3)

В зале представлены слепки с произведений искусства народов, населявших древнюю Переднюю Азию на протяжении почти трех тысячелетий, начиная с середины III тысячелетия до н.э. и до середины I тысячелетия н.э.

3

Античное искусство

(залы 4-6)

Искусство Древней Греции и Рима - цивилизаций, духовные и эстетические основы которых были восприняты европейской культурой Возрождения как некий эталон, - не только формировало гуманистические представления последующих веков, но и определило формы нового европейского искусства

4

Искусство Средних веков

(зал 7)

Экспозиция слепков, посвященная средневековому искусству, включает памятники, созданные в период перехода от античности к Средневековью главным образом на территории Восточной Римской империи, а также произведения монументального и прикладного искусства Западной Европы, начиная с Каролингского времени до периода поздней готики

Экспозиция музея рассказывает о важнейших этапах развития мирового искусства, начиная с древнейших времён и заканчивая XVI веком.

Посетители могут увидеть настоящие шедевры. Среди экспонатов — величественная статуя фараона Хефрена, загадочные рельефы из гробницы Хесира и один из Танисских сфинксов Аменемхета III. Особое внимание привлекает столб с законами вавилонского царя Хаммурапи, рельефы ассирийских дворцов и скульптурное убранство афинского Парфенона.

Музей гордится своей коллекцией портретных статуй великих древнегреческих мыслителей, таких как Софокл и Демосфен. Каждый экспонат не только демонстрирует уникальность и красоту древнего искусства, но и помогает лучше понять исторический и культурный контекст эпохи

Вы можете посетить виртуальный тур по музею по ссылке
"Я испытываю огромное удовлетворение от того, как показаны экспонаты, как с ними знакомятся студенты, как они размещены и вообще от того, что они в этом доме значат. Думаю, для любого студента это не может пройти бесследно – почти каждый день видеть памятники, и древнеегипетские, и античные, и средневековые. Это своеобразный экзамен на восприимчивость к культуре, потому что накопление визуального багажа постепенно развивает и понимание"

Антонова Ирина Александровна
Президент ГМИИ имени А.С. Пушкина
Искусство Древнего Египта, Древнее и Среднее царство (зал 1)

В Зале 1 вас ждет путешествие по миру искусства Древнего и Среднего царств Древнего Египта. Здесь вы увидите уникальные экспонаты, включая знаменитый Розеттский камень и «Палетку царя Нармера». Эти артефакты отражают египетское искусство и демонстрируют методы изображения фигур, характерные для этой культуры.

В зале также представлены рельефы от архитектора Хесира и казначея Иси, которые отражают традиции египетского искусства. Особое внимание уделено скульптурным портретам, включая статую «Каирского писца» и портреты великих фараонов, включая монументальное изображение фараона Аменемхета III.

Эта экспозиция не только демонстрирует великолепие древнеегипетского искусства, но и помогает понять культурное и историческое наследие одной из самых загадочных цивилизаций в истории человечества. Приходите и откройте для себя тайны и красоту этого удивительного мира.

Искусство Древнего Египта, Новое Царство и Поздний период (зал 2)

Экспозиция этого зала на третьем этаже представляет уникальные статуэтки, отражающие разные эпохи в истории Египта. Они рассказывают о стабильности и процветании при правлении Аменемхета III, вторжении гиксосов и борьбе за независимость Египта.

Новое царство открыло новую страницу в истории Египта, расширив его границы и обогатив культуру за счёт контактов с другими народами, что отразилось в искусстве. Статуи царицы Хатшепсут и фараона Тутмоса III напоминают работы предыдущего периода.

К середине II тысячелетия до н.э. в скульптуре стали проявляться новые черты: изысканность и декоративность с богатыми деталями одежды, париков и украшений. Прекрасным примером частной скульптуры этого времени является деревянная статуэтка юноши из Государственного Эрмитажа.

Период правления Аменхотепа IV (Эхнатона) стал особенным в истории египетского искусства. Он ввёл культ солнечного диска Атона и перенёс столицу в Ахетатон. Портреты Эхнатона и его семьи отличаются стремлением к реалистичности и индивидуализации.

После смерти Эхнатона старые культы были восстановлены, но амарнский стиль продолжал влиять на искусство. Это видно в статуе градоначальника Аменемхета и его семьи, а также в рельефах из гробницы военачальника Именеминета.

Конец Нового царства ознаменовался стремлением к гигантомании в скульптуре, символизировавшей власть и бессмертие фараонов.

Искусство древней Передней Азии (зал 3)

В этом зале вы увидите уникальную коллекцию слепков из ведущих европейских музеев, которые перенесут вас в мир древней Передней Азии. Среди экспонатов — произведения искусства народов Южной Месопотамии: аккадского периода (24–23 века до нашей эры), шумерского искусства 22 века до нашей эры, а также статуэтки времени III династии Ура (22–21 века до нашей эры).

Искусство Древней Греции VIII-V веков до н.э.(зал 4)

В зале 4 представлено искусство Древней Греции VIII–V веков до н. э. Вы увидите амфору из Афин, украшенную геометрическими узорами, символизирующими вечное движение жизни. Также здесь представлены амфора в стиле ориентализма, созданная Мастером Несса, и скульптуры трёх школ: дорийской, ионийской и аттической, в том числе «Дама из Оксерра».
В развитии архаической эпохи важное место занимают надгробия в виде высоких узких стел, увенчанных акротерием. Особое внимание привлекают «Стела Борджия» и «Стела Джустиниани», представляющие уникальные модели мира.
В экспозиции также представлены головы статуй из храма Зевса в Олимпии, выполненные в «строгом стиле», и «Дискобол» Мирона, римская копия с которого также представлена. Эта статуя символизирует напряжение мышц и концентрацию воли атлета в момент перед мощным броском диска. Экспозиция включает также плиты зофора Парфенона с изображениями памятных событий афинского Акрополя, задуманного Периклом и Фидием как символ победы греков над персами.

Искусство Древней Греции V-IV веков до н.э.(зал 5)

Зал 5 нашего музея находится на шестом этаже и представляет собой сокровищницу искусства Древней Греции V–IV веков до нашей эры. Здесь можно увидеть знаменитые статуи «Дорифор» и «Диадумен», созданные Поликлетом около 440 и 420 годов до нашей эры.

Эти произведения искусства воплощают идеал человеческой фигуры, который разработал Поликлет в своём «каноне». Они отражают гармонию и совершенство.

Статуя Геракла, приписываемая Праксителю, демонстрирует эволюцию поликлетовского стиля. Она расположена справа от входа и показывает более лёгкие и вытянутые пропорции.

В зале также представлены скульптуры, отражающие страдания детей Ниобы, пораженных стрелами Аполлона и Артемиды. А также уменьшенная копия менады Скопаса, погруженной в экстаз вакхической пляски.

Слева от входа находятся изваяния исторических личностей классической эпохи, выполненные в римской манере.

Искусство Греции и Рима (зал 6, Большой зал на 6 этаже)

В этом зале выделены три зоны. Первая посвящена аттическим стелам, на которых изображены различные сюжеты, передающие обобщённый и иносказательный смысл.
Центральная зона посвящена скульптуре эллинизма, где можно увидеть работы Праксителя. Особое внимание привлекает группа «Гермес и Дионис», где Гермес протягивает виноградную кисть юному богу, символизируя его приобщение к своей стихии.
В зоне представлены статуи Афродиты, которая была первой богиней, изображённой обнажённой. Статуи демонстрируют новый подход к изображению божественного.
Последняя часть зала посвящена римскому искусству, где можно увидеть копии и реплики греческих образцов, а также работы, воспроизводящие классические греческие темы: «Эрот и Психея», «Аполлон Кифаред» и «Артемида Эфесская».

Искусство Средних веков (зал 7)Искусство Средних веков (зал 7)
Экспозиция посвящена средневековому искусству. Вы найдете уникальные произведения, созданные в Восточной Римской империи и Западной Европе, начиная с Каролингского времени.

Средневековье — это период, когда культура сильно отличалась от античной. В Византии и Западной Европе доминировала монотеистическая христианская религия. Церковь играла ключевую роль, определяя духовные устремления и становясь главным заказчиком художественных произведений.

Средневековое искусство отражает новое понимание человека в мире, провозглашает новые моральные и духовные ценности и создает свою уникальную эстетику. Большинство сохранившихся до наших дней памятников Средневековья — это культовые произведения, но светские работы были утрачены, создавая одностороннюю картину художественной жизни.

Деятели церкви, особенно в Западной Европе, совмещали церковные и светские должности, что влияло на характер заказываемых произведений.

Экспозиция демонстрирует, как античные образы легли в основу формировавшейся христианской иконографии, благодаря двойственной природе Христа.

Экспозиция позволяет увидеть, как развивалось и трансформировалось средневековое искусство, отражая изменения в обществе и религии.


Выставочный зал РГГУ

Выставочный зал РГГУ - это место, где искусство оживает через сменные выставки, созданные совместно с ведущими коллекционерами. В данный момент наш зал радует гостей выставкой икон, которая приглашает вас на увлекательное путешествие в историю искусства и духовной культуры



Наш уютный выставочный зал находится на втором этаже шестого корпуса. Здесь вы сможете насладиться уникальными экспонатами, которые предоставили нам щедрые коллекционеры, сотрудничающие с университетом. Они хотят поделиться своими ценными сокровищами с посетителями.


Эти выставки позволяют нам лучше понять историю и искусство, а также узнать о различных аспектах культуры и нашего национального наследия.


Чтобы быть в курсе последних новостей и событий в нашем выставочном зале, посетите наш Дзен-канал по ссылке: Дзен-канал РГГУ. Там вы найдёте информацию о предстоящих выставках, мероприятиях и многом другом. Не упустите шанс окунуться в удивительный мир искусства и знаний вместе с нами!


Искусство Древней Мексики
22 сентября 2005 года в Российском государственном гуманитарном университете была открыта постоянная выставка под названием "Искусство Древней Мексики", организованная совместно Музейным центром РГГУ, Учебно-научным мезоамериканским центром им. Ю.В. Кнорозова РГГУ, Национальным институтом антропологии и истории Мексики и Посольством Мексиканских Соединенных Штатов в РФ.


Подписывайтесь на наши социальные сети

и оставайтесь с нами на связи

Контакты
В Учебный музей вход свободный для всех категорий посетителей, необходимо предварительно заказать пропуск.
Москва, ул. Чаянова, 15
Проезд м. Новослободская, м. Менделеевская
Тел.: +7 (495) 250-62-17
Email: centre_museum@rggu.ru

ЧАСЫ РАБОТЫ
ВТ, СР, ЧТ, ПТ, СБ: С 10:00 ДО 17:00
ВХОД ДО 16:00
ВС, ПН: ВЫХОДНОЙ