Искусство Древнего Египта, Новое Царство и Поздний период (зал 2)Второй зал нашего университета представляет собой захватывающее путешествие в эпоху Нового царства и Позднего периода Древнего Египта. Этот период, полный перемен и культурных влияний, оживает перед посетителями в виртуальном туре, доступном на портале Культура.рф - (
https://new.art-cvetaev.ru/data/vtours/pano/index.html?lp=2_3&lang=ru)
Экспозиция зала 2, расположенного на третьем этаже, демонстрирует уникальные статуэтки, в том числе изображения жрецов и сидящих мужчин, выполненные в стиле Среднего царства. Эти произведения искусства отражают период стабильности и процветания при правлении Аменемхета III и его преемников, а также последующие времена борьбы и изменений, включая вторжение гиксосов и борьбу за независимость Египта.
Новое царство открыло новую страницу в истории Египта, расширив его границы и обогатив культуру за счет контактов с другими народами. Эти изменения нашли отражение в искусстве, хотя первоначально они не были столь заметны. Скульптуры царицы Хатшепсут и фараона Тутмеса III все еще напоминают работы предыдущего периода.
Однако к середине и особенно к концу II тысячелетия до н. э. в скульптуре начинают проявляться новые черты. Статуи становятся более изысканными и декоративными, с богатыми деталями одежды, париков и украшений. Это особенно заметно в работах времен правления Аменхотепа III, включая его величественные статуи в Луксоре.
Прекрасным примером частной скульптуры этого времени является деревянная статуэтка юноши из Государственного Эрмитажа, где портретность сочетается с изысканной декоративностью.
Период правления Аменхотепа IV (Эхнатона) стал особенно значимым в истории египетского искусства. Этот фараон, введший культ солнечного диска Атона и перенесший столицу в Ахетатон, внес существенные изменения в искусство, что отразилось в "амарнском стиле". Портреты Эхнатона и его семьи отличались стремлением к реалистичности и индивидуализации.
Хотя после смерти Эхнатона старые культы были восстановлены, амарнский стиль продолжал влиять на египетское искусство, что видно в статуе градоначальника Аменемхета и его семьи, а также в рельефах из гробницы военачальника Именеминета.
Конец Нового царства, время правления Рамсеса II и его преемников, ознаменовалось стремлением к гигантомании в скульптуре, что символизировало власть и бессмертие фараонов. Это видно в статуе Рамсеса II из храма на острове Элефантина.