ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Музейный центр рггу
В самом сердце академической жизни Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) располагается уникальный музейный центр, представляющий собой симбиоз истории, культуры и искусства. Этот центр включает в себя две основные музейные структуры, каждая из которых по-своему уникальна и значима.




Первая структура – это «Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева», являющийся отделом знаменитого Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Музей имеет семь экспозиционных залов, представляющих различные эпохи и культуры: два зала посвящены искусству древнего Египта, один зал – искусству древней Передней Азии, три зала демонстрируют античное искусство, а еще один зал посвящен искусству древних веков.
Вторая структура – это музеи РГГУ, представляющие собой разнообразие тематических направлений. Среди них стоит выделить Музей искусства Мезоамерики, представляющий культурное наследие этого уникального региона. Особое место занимает музей "Другое искусство", который ранее был известен как выставка подпольного искусства в жанре нонконформизма из личной коллекции коллекционера Талочкина. В настоящее время, из-за ремонтных работ в Музейном центре РГГУ, экспозиция временно недоступна для посещения. Также в музейном комплексе функционирует выставочный зал, где проводятся сменные экспозиции в коллаборации с различными коллекционерами. И, наконец, музей "Университет устремленный в будущее".
Уважаемые посетители!

Из-за текущих ремонтных работ в нашем Музейном центре РГГУ, экспозиция временно недоступна для посещения.

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева
Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева, открытый 30 июня 1997 г., является отделом Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и частью Музейного центра Российского государственного гуманитарного университета. Музей является уникальным культурным пространством, где история искусства оживает.

Экспозиция музея знакомит посетителей с важнейшими этапами развития мирового искусства, начиная с древнейших времен и заканчивая XVI веком.
Среди экспонатов музея - настоящие шедевры. Посетители имеют уникальную возможность увидеть величественную статую фараона Хефрена, загадочные рельефы из гробницы Хесира, а также одного из Танисских сфинксов Аменемхета III. Особое внимание заслуживает столб с законами вавилонского царя Хаммурапи, рельефы ассирийских дворцов и скульптурное убранство афинского Парфенона.
Музей также гордится своей коллекцией портретных статуй великих древнегреческих мыслителей, таких как Софокл и Демосфен. Каждый экспонат музея не просто демонстрирует уникальность и красоту древнего искусства, но и помогает глубже понять исторический и культурный контекст эпохи.

Музей состоит из нескольких залов:
Искусство Древнего Египта, Древнее и Среднее царство (зал 1)

Зал 1 представляет собой путешествие в мир искусства Древнего и Среднего царств Древнего Египта. Вы можете посетить виртуальный тур по этому залу по ссылке (https://new.art-cvetaev.ru/data/vtours/pano/index.html?lp=1_4&lang=ru). Здесь вы можете увидеть уникальные слепки, в том числе знаменитый Розеттский камень, который играл ключевую роль в расшифровке древнеегипетских иероглифов.

Одним из самых значимых экспонатов является "Палетка царя Нармера", датируемая началом III тысячелетия до н. э. Этот артефакт является ярким примером египетского искусства, демонстрируя уникальные методы изображения фигур, характерные для этой культуры.

В зале также представлены изысканные рельефы, в том числе работы архитектора Хесира и казначея Иси, которые отражают традиции египетского искусства того времени. Эти произведения искусства показывают уникальный подход к изображению человеческой фигуры и окружающего мира, который был свойственен древним египтянам.


Особое внимание в зале уделено скульптурным портретам, включая впечатляющую статую "Каирского писца", которая символизирует вечное стремление к существованию и бессмертию. Кроме того, здесь вы найдете портреты великих фараонов, включая монументальные изображения фараона Аменемхета III, отражающие его величие и мощь.


Эта экспозиция не только демонстрирует великолепие древнеегипетского искусства, но и позволяет глубже понять культурное и историческое наследие одной из самых загадочных цивилизаций в истории человечества. Мы приглашаем вас погрузиться в этот удивительный мир и открыть для себя его тайны и красоту.
Искусство Древнего Египта, Новое Царство и Поздний период (зал 2)

Второй зал нашего университета представляет собой захватывающее путешествие в эпоху Нового царства и Позднего периода Древнего Египта. Этот период, полный перемен и культурных влияний, оживает перед посетителями в виртуальном туре, доступном на портале Культура.рф - (https://new.art-cvetaev.ru/data/vtours/pano/index.html?lp=2_3&lang=ru)

Экспозиция зала 2, расположенного на третьем этаже, демонстрирует уникальные статуэтки, в том числе изображения жрецов и сидящих мужчин, выполненные в стиле Среднего царства. Эти произведения искусства отражают период стабильности и процветания при правлении Аменемхета III и его преемников, а также последующие времена борьбы и изменений, включая вторжение гиксосов и борьбу за независимость Египта.

Новое царство открыло новую страницу в истории Египта, расширив его границы и обогатив культуру за счет контактов с другими народами. Эти изменения нашли отражение в искусстве, хотя первоначально они не были столь заметны. Скульптуры царицы Хатшепсут и фараона Тутмеса III все еще напоминают работы предыдущего периода.

Однако к середине и особенно к концу II тысячелетия до н. э. в скульптуре начинают проявляться новые черты. Статуи становятся более изысканными и декоративными, с богатыми деталями одежды, париков и украшений. Это особенно заметно в работах времен правления Аменхотепа III, включая его величественные статуи в Луксоре.

Прекрасным примером частной скульптуры этого времени является деревянная статуэтка юноши из Государственного Эрмитажа, где портретность сочетается с изысканной декоративностью.

Период правления Аменхотепа IV (Эхнатона) стал особенно значимым в истории египетского искусства. Этот фараон, введший культ солнечного диска Атона и перенесший столицу в Ахетатон, внес существенные изменения в искусство, что отразилось в "амарнском стиле". Портреты Эхнатона и его семьи отличались стремлением к реалистичности и индивидуализации.

Хотя после смерти Эхнатона старые культы были восстановлены, амарнский стиль продолжал влиять на египетское искусство, что видно в статуе градоначальника Аменемхета и его семьи, а также в рельефах из гробницы военачальника Именеминета.

Конец Нового царства, время правления Рамсеса II и его преемников, ознаменовалось стремлением к гигантомании в скульптуре, что символизировало власть и бессмертие фараонов. Это видно в статуе Рамсеса II из храма на острове Элефантина.
Поздний период Египта характеризуется влиянием иностранных культур, в том числе эфиопской, что видно в портретах фараона Тахарки и других. Саисская династия, последняя эпоха независимости Египта, пыталась возродить старые традиции, что видно в скульптурных портретах и "кубических" статуях вельможи Априеса.


Экспозиция также включает статуи и статуэтки богов, выполненные в различных стилях и эпохах, отражающие глубокое понимание природы и искусства древними египтянами.

С приходом Александра Македонского и последующим правлением Птолемеев, египетское искусство обогатилось новыми стилистическими формами, сочетая традиционные египетские мотивы с греческими элементами. Это видно в статуях женщин и жрецов того времени.

Влияние римской культуры стало заметно после превращения Египта в римскую провинцию, что отразилось в скульптурах, сочетающих египетские и римские черты.

Эта экспозиция представляет собой уникальное путешествие в мир древнеегипетского искусства, позволяя посетителям ощутить дух эпохи и увидеть, как исторические события и культурные взаимодействия формировали искусство одной из самых загадочных цивилизаций в истории человечества.
Искусство древней Передней Азии (зал 3)

Виртуальный тур по залу доступен по ссылке - https://new.art-cvetaev.ru/data/vtours/pano/index.html?lp=3_5&lang=ru
В этом зале представлена уникальная коллекция слепков, которые переносят нас в мир древней Передней Азии, охватывающий почти три тысячелетия истории, начиная с середины III тысячелетия до н.э. до середины I тысячелетия н.э. Эти слепки, заказанные в начале XX века профессором И. В. Цветаевым для Музея изящных искусств, были созданы в мастерских ведущих европейских музеев, таких как Лувр, Британский музей и Переднеазиатский музей в Берлине, а также получены из Румянцевского музея.


Среди экспонатов вы найдете произведения искусства народов Южной Месопотамии, датируемые аккадским периодом (24 - 23 вв. до н.э.), когда впервые было объединено Двуречье. Выдающимся примером этого времени является цилиндрическая печать, поражающая своей динамикой и мастерством исполнения.

Шумерское искусство 22 века до н.э. представлено диоритовыми статуями Гудеа, правителя Лагаша, выполненными в лучших традициях аккадского искусства. Эти статуи, воплощающие величие и достоинство правителя, сопровождаются надписями, рассказывающими о его мирных заслугах.


Статуэтки времени III династии Ура (22 - 21 вв. до н.э.) отличаются превосходной моделировкой и четкостью композиции. Особенно примечательна статуэтка основателя династии Ур-Намму. Также в зале вы можете увидеть выразительную бронзовую статуэтку пленника, символизирующую военные конфликты того времени.


Из старовавилонского периода сохранилась знаменитая базальтовая стела с законами царя Хаммурапи (18 в. до н.э.), являющаяся одним из важнейших правовых памятников древней Месопотамии.


Искусство хеттов, продолжившее свое существование в Сирии и Юго-восточной Малой Азии после падения Хеттской державы в 13 веке до н.э., представлено рельефом с изображением царя Баррекуба из Сам`аля (8 в. до н.э.).

Ассирийское искусство, достигшее своего апогея в 9-7 веках до н.э., отражает мощь и величие ассирийских царей. Слепки с рельефов, украшавших дворцы ассирийских правителей, демонстрируют великолепное мастерство камнерезов и их умение изображать военные походы, охоту на львов и ритуальные сцены.

Статуя Ашшурнасирпала II, установленная в храме богини Иштар, представляет собой идеализированный образ могучего ассирийского владыки.


Искусство Урарту, возникшее на Армянском нагорье и в Закавказье, отличается высоким мастерством в обработке металлов и камня, что демонстрируют представленные в экспозиции произведения.

Ахеменидское искусство Ирана (6 - 4 вв. до н.э.) представлено фрагментом рельефа с изображением головы лучника из дворца Ксеркса в Персеполе и базой колонны из дворца Дария в Сузах.

Искусство древнего Кипра, находящееся под влиянием культур Передней Азии и Греции, представлено скульптурной головой мужчины середины I тысячелетия до н.э.


Парфянское искусство, процветавшее с середины 3 века до н.э. до 226 года н.э., представлено фрагментом статуи царя Санатрука из Хатры.

Сасанидское искусство Ирана (3 - 7 вв. н.э.) известно своим великолепным мастерством обработки драгоценных металлов, что демонстрируют блюда и светильник с изображениями охоты и фантастических животных.


Искусство Древней Греции VIII-V веков до н.э.(зал 4)

Зал 4 ( https://new.art-cvetaev.ru/data/vtours/pano/index.html?lp=4_4&lang=ru )посвящен искусству Древней Греции VIII-V веков до н.э. Здесь вы найдете амфору из 750 года до н.э., обнаруженную в Афинах, украшенную геометрическими узорами, символизирующими вечное круговращение жизни. Также представлена амфора в ориентализирующем стиле, выполненная Мастером Несса, демонстрирующая переход от геометрического к фигуративному искусству.


Скульптура того времени отличается монолитным восприятием объема, но в то же время разнообразием в трактовке форм и стилистических особенностей. В зале представлены работы трех школ: дорийской, ионийской и аттической. Особое внимание заслуживает "Дама из Оксерра" конца VII века до н.э., демонстрирующая обобщенность и сглаженность форм.

В развитии архаической эпохи особое место занимает тип надгробия - высокая узкая стела, увенчанная кроной акротерия, символизирующая мировое древо. Эти надгробия, такие как "Стела Борджия" и "Стела Джустиниани", представляют собой уникальные модели мира, воплощенные в разных вариантах.


Ранняя классика представлена головами статуй из храма Зевса в Олимпии, выполненными в "строгом стиле". Особое внимание привлекает "Дискобол" Мирона, римская копия которого также представлена в экспозиции. Эта статуя символизирует напряжение мышц и концентрацию воли атлета, захватывая момент перед мощным броском диска.

Экспозиция также включает плиты зофора Парфенона, иллюстрирующие скачущего всадника, состязание колесниц и жертвенные животные из панафинейской процессии. Эти произведения искусства отражают мемориальный оттенок афинского Акрополя, замысленного Периклом и Фидием как символ победы греков над Персией и единства Греции.
Искусство Древней Греции V-IV веков до н.э.(зал 5)

Зал 5 нашего музея (https://new.art-cvetaev.ru/data/vtours/pano/index.html?lp=5_2&lang=ru), расположенный на 6-м этаже, является сокровищницей искусства Древней Греции V-IV веков до н.э. Здесь представлены знаменитые статуи "Дорифор" и "Диадумен", созданные великим мастером Поликлетом около 440 и 420 годов до н.э. Эти произведения искусства являются воплощением идеала человеческой фигуры, разработанного Поликлетом в его "каноне". В отличие от Мирона, стремившегося запечатлеть мгновение, Поликлет создавал образы, отвлеченные от конкретного действия, воплощая гармонию и совершенство. Это видно в статуе "Дорифора", где представлен принцип "движения в покое", который стал определяющим для дальнейшего развития античной пластики.

Статуя Геракла, приписываемая Праксителю, демонстрирует эволюцию поликлетовского стиля, предвещая изменения в пространственном видении мастеров эллинизма. Эта статуя, расположенная справа от входа, показывает более легкие и вытянутые пропорции, характерные для последующего периода.


В зале также представлены скульптуры, отражающие страдания детей Ниобы, пораженных стрелами Аполлона и Артемиды, а также уменьшенная копия менады Скопаса, погруженной в экстаз вакхической пляски.

Посетители могут увидеть изваяния исторических личностей классической эпохи, таких как Эсхил, Софокл и Менандр, расположенные слева от входа. Эти скульптуры, выполненные в римской манере, представляют собой интерпретации греческого "исторического портрета", верного традициям идеалистического отношения к действительности.
Искусство Греции и Рима (зал 6, Большой зал на 6 этаже)

Здесь (https://new.art-cvetaev.ru/data/vtours/pano/index.html?lp=6_1&lang=ru) выделены три зоны, первая из которых посвящена аттическим стелам. Мемориальный рельеф Аттики представляет собой уникальный жанр, воплощающий достижения эллинской мудрости и мастерства. На стелах изображены различные сюжеты: воины, герои, прощания, служанки и госпожи, передающие обобщенный и иносказательный смысл.

Центральная зона зала посвящена скульптуре эллинизма, включая работы Праксителя, которые продолжают развитие монументального образа бога-атлета. Особое внимание заслуживает группа "Гермес и Дионис", где Гермес протягивает виноградную кисть юному богу, символизируя его приобщение к своей стихии.


В зале также представлены статуи Афродиты, связанные с именем Праксителя, который первым изобразил богиню обнаженной. Эти статуи, такие как Афродита Капуанская, демонстрируют новый подход к изображению божественного.

Последняя часть зала посвящена римскому искусству, включая копии и реплики греческих образцов. Здесь представлены работы, воспроизводящие классические греческие темы, такие как Эрот и Психея, Аполлон Кифаред и Артемида Эфесская.
Искусство Средних веков (зал 7)

Это захватывающая экспозиция, посвященная средневековому искусству ( https://new.art-cvetaev.ru/data/vtours/pano/index.html?lp=7_11&lang=ru ). Уникальная коллекция включает в себя памятники, созданные в период перехода от античности к Средневековью, преимущественно на территории Восточной Римской империи, а также произведения монументального и прикладного искусства Западной Европы, начиная с Каролингского времени и до эпохи поздней готики.


Средневековье ознаменовало собой эпоху, когда культура существенно отличалась от античной. Это был период, когда монотеистическая христианская религия доминировала в Византии и Западной Европе. Церковь играла ключевую роль в феодальном обществе, определяя основные направления духовных устремлений и становясь главным заказчиком художественных произведений. Средневековое искусство отразило новое понимание положения человека в мире, провозглашая новые моральные и духовные ценности и создавая свою уникальную эстетику.

Восприятие и интерпретация христианских догматов менялись на протяжении столетий Средневековья, получая различные трактовки в учениях восточной и западной церквей. Эти различия были обусловлены политическими и социальными реалиями этих двух больших регионов.


Большинство сохранившихся до наших дней памятников Средневековья - это культовые произведения, в то время как многие светские работы были утрачены. Это обстоятельство создает во многом одностороннюю картину художественной жизни того времени. Важно отметить, что деятели церкви, особенно в Западной Европе, часто совмещали церковные и светские должности, что оказывало влияние на характер заказываемых ими произведений.

Экспозиция также демонстрирует, как христианство, получив признание при императоре Константине и восторжествовав при Феодосии, восприняло многие элементы античной практики в религиозном церемониале и образном строе произведений искусства. Античные образы легли в основу формировавшейся христианской иконографии, что стало возможным благодаря двойственной природе Христа, одновременно Бога и человека.


Экспозиция предлагает уникальную возможность увидеть, как средневековое искусство развивалось и трансформировалось, отражая изменения в обществе и религии. Она позволяет посетителям погрузиться в мир Средневековья и увидеть, как искусство того времени отражало и формировало культурные и духовные ценности эпохи.
Выставочный зал
Выставочный зал РГГУ - это место, где искусство оживает через сменные выставки, созданные совместно с ведущими коллекционерами. В данный момент наш зал радует гостей выставкой икон, которая приглашает вас на увлекательное путешествие в историю искусства и духовной культуры

Наш уютный выставочный зал расположен на втором этаже 6-го корпуса. Здесь вы можете насладиться уникальными экспонатами, предоставленными щедрыми коллекционерами, которые сотрудничают с университетом, чтобы поделиться своими ценными сокровищами с посетителями. Эти выставки позволяют нам глубже понимать историю и искусство, а также узнавать о различных аспектах культуры и нашего национального наследия.

Чтобы всегда быть в курсе последних новостей и событий в нашем выставочном зале, вы можете посетить наш Дзен-канал по следующей ссылке: Дзен-канал РГГУ. Там вы найдете информацию о предстоящих выставках, мероприятиях и многое другое. Не упустите шанс окунуться в мир искусства и знания вместе с нами!

Искусство Древней Мексики
22 сентября 2005 года в Российском государственном гуманитарном университете была открыта постоянная выставка под названием "Искусство Древней Мексики", организованная совместно Музейным центром РГГУ, Учебно-научным мезоамериканским центром им. Ю.В. Кнорозова РГГУ, Национальным институтом антропологии и истории Мексики и Посольством Мексиканских Соединенных Штатов в РФ.


Искусство Древней Мексики
С апреля 2021 года выставка располагается в здании Историко-архивного института на Никольской улице.
Мир искусства древних индейцев до сих пор остается загадкой даже для исследователей, посвятивших этому свою жизнь. Мифы, легенды, тайны, яркие краски и необычные формы оживают перед глазами посетителей, позволяя каждому окунуться в атмосферу удивительной культуры Южной Америки. В выставочном зале можно увидеть такие произведения, как "Жрец майя", "Голова из Паленке", "Правитель Теотиуакана", "Трипод с Пернатым Змеем", "Орел с бабочкой в клюве", и названия самих экспонатов уже несут в себе магическое очарование древней культуры.

Зал искусства древней Мексики представляет произведения искусства различных доисторических цивилизаций, которые сменяли друг друга на протяжении многих веков, начиная с 2 тыс. до н.э. и заканчивая приходом испанцев в начале XVI века. Здесь представлены произведения ольмеков, считавшихся "создателями" мезоамериканской цивилизации в южной части Мексиканского Залива.
Параллельно с ольмеками, в 1 тыс. до н.э., на исторической арене появились сапотеки, жившие на юге и известные своим интересом к черепным трепанациям. Их расцвет пришелся на первую половину 1 тыс. н.э. и совпал с активизацией их соперников, миштеков, на общей территории штата Оахака. Затем майя, считающиеся одними из наиболее выдающихся наследников ольмеков, внесли свой вклад, создавая величайшую письменную цивилизацию, которая существовала с первых веков н.э. до прихода испанцев.

На севере Мексики, в центральной части, процветала цивилизация Теотиуакана с начала н.э. и до VII века, оказывая влияние на регион. Позднее, в VIII веке, с севера пришли тольтеки, а затем астеки или мешики, которые основали столицу Теночтитлан в долине Мехико. Экспозиция представляет предметы искусства и культуры каждой из этих древних цивилизаций, а также произведения искусства самой северной культуры, известной как Пакиме или Касас-Грандес, с ее уникальной стилистикой и художественным стилем.

Другое Искусство
Текст: Михаил Алшибая
"Полтора десятилетия в Музейном центре РГГУ существует музей «Другое искусство». Он был сформирован на основе коллекции Леонида Талочкина, собиравшего произведения отечественных художников того направления, которое принято называть «неофициальным», «подпольным» искусством или «нонконформизмом». Это поколение художников сформировалось в 50-е – 60-е годы как творческая оппозиция «официальным» художникам, работавшим в рамках догматов так называемого «социалистического реализма». Отсюда и название музея – «Другое искусство», так же называлась и знаменитая выставка, прошедшая в 1990-м году в Третьяковской галерее. В конце 1990-х годов Леонид Талочкин передал свое собрание в Музей, а в феврале 2000 года здесь открылась постоянная экспозиция коллекции. В 2002-м году коллекционер умер, а в начале 2014 года наследники передали собрание в Третьяковскую галерею. Я удостоился высокой чести: руководство Музея предложило мне передать часть моей коллекции для экспонирования в его залах вместо коллекции Талочкина".



Текст: Михаил Алшибая
"Наши с Талочкиным коллекционерские интересы были сосредоточены приблизительно на одном и том же круге художников нонконформистского направления, но есть существенные различия. Я начал собирать на 20 лет позже, соответственно некоторые вещи было сложнее или просто невозможно приобрести, ряд имен, представленных у Талочкина, в моем собрании отсутствуют. С другой стороны, я включал в коллекцию работы художников более молодого поколения, которые, как мне казалось, в чем-то продолжают традиции нонконформизма. Впрочем, и в коллекции Талочкина имелись произведения некоторых авторов следующей за «шестидесятниками» и художниками 70-х годов генерации. Частная коллекция не может являться репрезентацией истории искусства. Если даже коллекционер сосредоточился в своем собирательстве на относительно небольшом отрезке времени, на каком-то определенном художественном течении, все равно частное собрание не в состоянии представить его с абсолютной полнотой. Личный вкус, финансовые и иные возможности, условия быта и образ жизни коллекционера, а также целый ряд случайностей оказывают свое влияние на формирование коллекции. Таким образом, некие «лакуны» неизбежны. В презентации частного собрания, скорее, более интересно отсутствие некоторых имен, чем полнота, которая в принципе недостижима".



Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева работает с 10:00 до 17:00 каждый день, за исключением воскресенья и понедельника. Для посещения музея необходимо заранее заказать пропуск. Музей находится по адресу: улица Чаянова, 15. Для получения дополнительной информации или оформления пропуска можно обратиться по телефону: +7 (495) 250-69-08.